Это наша с тобой биография…

«Это наша с тобой биография» — школьный музейный ансамбль 


…Нет человека

без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека.

К.Д.Ушинский

 

     Сегодня воспитание патриотизма  является приоритетным  направлением  в работе с детьми. Педагоги  понимают, что процесс воспитания  гражданина не приемлет каких – либо белых пятен. Иначе эта пустота будет заполнена в детских душах теми явлениями, которые способны привести  к трагическим результатам. Снос и осквернение памятников истории и культуры, мемориалов Великой Отечественной войны, кощунственные «шутки» на тему убийства людей в Освенциме и Вьетнаме  — это открытый вызов системе воспитания. Школа приняла этот вызов, противопоставив  подобным негативным тенденциям систему патриотического воспитания.

     Патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, предполагающая использование практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Именно такой подход и  реализует  воспитательная система  МОУ – СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича.

     Наша школа  —  учебное заведение с  богатой  историей —  размещается в здании бывшего реального мужского училища, построенного и открытого в 1899–1902 годах.  За годы существования статус  учебного заведения  изменялся: 1903 г. — реальное училище, 1917 г. — фабрично-заводская школа, 1926 г. —  школа советского формата – трудовая школа 2 ступени.  В годы Великой Отечественной войны в здании школы располагался  госпиталь №1689.   Из стен школы вышло много достойных людей, прославивших ее  далеко за пределами Аткарска, среди которых Герой Советского Союза,  генерал-майор Антонов В.С., профессор доктор исторических  наук Азовцев Н.Н., Заслуженный художник СССР Бубнов А.П., Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, профессор  Смирнов Б.М.

     Государство  начинается для каждого  с родных мест.  Если представить Родину в виде могучего дерева, то мы — его листочки. Их так много, что не сосчитать. Одни падают, другие появляются, поколение сменяет поколение. Но у любого дерева есть корни. Без корней его бы повалил даже незначительный ветер. Корни – это наша история. А дела – это то, что их питает. Территория  Аткарского района  в  разные  эпохи  играла  особую  роль  в  истории  и культуре  Поволжья. Здесь  сохранились  памятники  археологии,  архитектурные сооружения,   памятники  духовной  культуры.  Город Аткарск является  родиной поэта П.В.Орешина, писателя Л.И. Гумилевского,   автора популярных книг по истории, науки и техники. Аткарское педагогическое училище закончил писатель М.Н.Алексеев.  Значителен вклад аткарчан  в  победу, добытую на фронтах  Великой Отечественной войны.

     Центром   патриотического воспитания, осуществляемого  на краеведческом материале,  является школьный  музейный  ансамбль «Это наша с тобой биография»,  который используется  как адрес краеведческой тропы Аткарского района.  Музейный ансамбль является не только особым учебным кабинетом школы, но и  центром открытого образовательного пространства. Он включает в себя историко-краеведческий  музей  «Дом окнами в мир» и Музей Боевой Славы 53-й Новоукраинской Орденов Красного Знамени и Суворова II степени стрелковой дивизии, который был открыт в 1965 году, положив начало кропотливой работе по формированию школьного музейного ансамбля.

     В Аткарске дислоцировался штаб  223 стрелкового полка 53-й стрелковой дивизии. Из 1418 военных дней и ночей  1400 дивизия находилась на фронте. И только 18 суток проходила  переформирование под Воронежем. Она вела бои  в Белоруссии, защищала столицу нашей Родины. Бойцы дивизии проявили героизм на Бородаевском плацдарме в сражении за Днепр, участвовали в освобождении Европы от фашистских оккупантов, уничтожили  более 300 вражеских танков и бронетранспортеров, около 400 орудий, 1500 минометов и  пулеметов, освободили  десятки  городов и сотни деревень. Таков итог  4-х летнего боевого похода 53-й стрелковой дивизии.

     В книге «Живые и мертвые» Константин  Симонов рассказывает о своей встрече на фронтовых дорогах с бойцами 223 стрелкового полка 53 стрелковой дивизии. В этом полку сражалось много аткарчан, среди них —  Валентина Владимировна Тимофеева. Писатель назовет ее «маленькая  докторша». Валентина Владимировна Тимофеева родилась в Аткарске 3 июня 1917 года. В 1940 г.  она вступила в ряды Красной армии. В начале 1941 г. была переведена в 223 стрелковый полк 53 стрелковой дивизии на должность начальника зубоврачебного кабинета. Встреча Тимофеевой с  писателем Симоновым произошла в лесу под Могилевом 13 июля 1941 года…  Разговорились, и оказалось, что она, Валя, — землячка Константина Михайловича, тоже из Саратова. Даже жили на одной улице. Валентина рассказала, как  стала хирургом, санинструктором, как выносила  с поля боя раненых. Маленькая женщина-врач Тимофеева, «в присутствии которой мужчина не смеет не быть храбрым»,  запала в сердце Симонова, как и многие другие советские люди, встреченные писателем  на фронтовых дорогах. Пройдут годы, и герои известных очерков июля 41-го станут прототипами героев эпопеи «Живые и мёртвые».

     Уже более 50 лет Музей Боевой Славы 53-й стрелковой дивизии взращивает в детских душах  бережное отношение к  героическим страницам  отечественной истории. Основателями музея были учителя школы Курчаткина Зоя Никифоровна, Вишнякова Калерия Григорьевна, Вишняков Николай Николаевич — участник Великой Отечественной войны. Музей посещают учащиеся  и выпускники, их родители, гости школы. На  его базе проводятся  и уроки,  и классные часы, в ходе которых дети и подростки не только приобретают знания  о прошлом страны, но и  постигают   взаимосвязь исторических эпох,  ощущают личную причастность к прошлому.

     Младшие школьники, затаив дыхание, слушают рассказ экскурсовода – ученика 8 класса —  о маленьком солдате большой войны Коле  Христиченко: «Его биография похожа  на судьбу многих юных защитников Родины. Тяжелое время испытаний разлучило их с родителя­ми, школой, а война, не посчитавшись с возрастом, заставила быстро повзрослеть и взять в руки оружие. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная  взрослым  взглядом. Паренек в воен­ной форме смотрит на  своих сверстников  с  первой страницы  журнала «Мурзилка»  за ав­густ — сентябрь 1942 года.  Его лицо не по-детски суровое и решитель­ное, взгляд тверд, руки крепко сжимают снайперскую винтовку с оптическим прицелом. На груди медаль «За отвагу».  Под рисунком подпись: «Коле Христиченко всего 13 лет, но он уже руководитель боевой снайперс­кой группы, которая за месяц с небольшим уничтожила 423 фашиста. На снайперском счету самого Коли 47 немцев». Волею многих событий и обстоятельств К. Христиченко  оказался среди солдат 223-го полка 53-й стрелковой  дивизии. Сначала помогал санитарам, поварам, связистам. Во время битвы под Москвой осенью и зимой 1941 года ему не раз приходилось пробираться в эпицентр боя, чтобы доставить бойцам тяжелые ящики с патронами и пулеметными лентами. Юный  боец Николай Христиченко  награжден орденом Красного Знамени». В голосе экскурсовода звучит боль оттого, что война уносит жизни людей, разлучает близких, разрушает привычный уклад жизни, касается беззащитных  детских  душ.

     Экспонаты для  музея были собраны учащимися школы в ходе экспедиций по местам боев дивизии, подарены музею ветеранами дивизии, получены  ходе поисковой работы, в том числе через систематическую переписку с воинами дивизии и их родственниками. Фонды школьного  музея включают вещи, документы, фотографии, книги, журналы, связанные с историей Великой Отечественной войны и оформленные   нескольким поколениями учителей и учеников школы. Музейные предметы выступают источниками информации о людях, явлениях и событиях, воздействуют  эмоционально, вызывают чувство сопричастности, так как дети под руководством взрослых  выполняют роль исследователей истории.

     Предметом особой гордости школьного музея является  книга В.С.Антонова «Путь к Берлину» с дарственной надписью  школе. Звание  Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено  Антонову  Владимиру  Семеновичу  за умелое руководство частями дивизии при прорыве обороны противника на Магнушевском плацдарме Висло-Одерской операции. Он один из 13 аткарчан, удостоенных самой  высокой государственной  награды — Герой Советского Союза!  После войны  генерал – майор  Антонов В.С. всегда поддерживал связь с родной школой.  В Музее Боевой Славы хранятся фотографии, на которых он запечатлен  как  выпускник  1926 года и как почетный гость на церемонии вручения  комсомольских билетов учащимся школы.

     Среди этапов большого  пути по формированию в школе образовательного пространства, формирующего в  воспитанниках   чувство причастности и уважения к  героическому прошлому Отечества, необходимо отметить  такие, как:

     1975 г. – основание  Стены Памяти «Мы – помним! Мы – гордимся!»;

     1985 г. –  открытие  экспозиций «Выпускники – гордость школы», «С чего начинается Родина»;

     1995 г.  — создание  Книги  Памяти на основе материалов Музея Боевой Славы;

     2010 г. – реализация школьного проекта – конкурса  «Галерея Памяти»;

     2014 г. — оформление  экспозиции, посвященной  истории школы;  возрождение  школьной  художественной галереи «Малая Третьяковка»;

     2015 г. – реконструкция музея Боевой Славы, создание виртуального музея Боевой Славы;  присвоение школе имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича, закладка «Аллеи Памяти учителей и учащихся школы, погибших в годы Великой Отечественной войны».

     Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа и своих близких. Потребность в самоотверженном служении Родине является высшим уровнем проявления чув­ства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время достаточно сложно. Воспиты­вать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная задача. И все же это возможно. Достижения учеников  свидетельствуют  о результативности  школьной системы патриотического воспитания.  Рисунок  учащейся Ракобольской  Дарьи  «Руины мельницы на берегу Волги» (наставник – учитель начальных классов Захарова Ольга Николаевна)  занял 1 место в областном  конкурсе  «У Волги в огне и пожарах победу ковал Сталинград», посвященном  70-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и был  отправлен Президенту Российской Федерации.  Школьная команда  стала  призером областного туристического культурно- познавательного квест — тура, посвященного 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне «Саратов в годы войны».  Главный приз II  Открытого фестиваля — конкурса детского кино «Киновертикаль» получил фильм учащихся 7б класса  «От нас, не видевших войны».  Музей Боевой Славы аткарской школы  №3 имени Героя  Советского Союза Антонова Владимира Семеновича в 2015 году удостоен диплома II степени областного конкурса школьных музеев.

     Однако как бы ни были значительны достижения учащихся на районных, областных и т.д. конференциях и конкурсах, важны не сами по себе  формальные показатели качества учительского труда. Внутренний результат увидеть сложнее, но именно ради него мы входим ежедневно  в учебные  классы.   Этот результат выражается в духовном росте наших воспитанников. В  основе патриотического воспитания лежит, прежде всего, воспитание чувств. Фактором развития патриотических чувств педагоги школы считают целенаправленно созданную  ситуацию, когда ребенок переживает гордость за ратный подвиг  своих дедов и прадедов. Сколько  глубины   открывается   в детских глазах, когда мальчишки и девчонки, как-то сразу повзрослевшие,   идут на парад Великой Победы с фотографиями Бессмертного полка!  В такие моменты  еще более отчетливо осознается необходимость этой патриотической акции именно для подрастающего поколения.

     Дети размышляют и помнят о  Великой Отечественной войне. Помнят, опровергая все пессимистические суждения о том, что юное поколение лишено идеалов: «Война – это свидетельство людской жестокости, это хаос, это смерть и страдание»;  «Когда я слышу слово «война», я сразу вспоминаю своего прадедушку»;  «В Великой Отечественной войне участвовали  все мои родные. Один из них – мой прадед. В 1941 г. он был курсантом, а в1942 стал командиром взвода бронеавтомобилей. Он прошёл всю войну, был ранен осколком снаряда в грудь, осколок достать не смогли и он прожил всю жизнь с ним»;  «Моя прабабушка с  ноября 1942г. служила  в штурмовом авиационном  полку укладчицей парашютов»; «Мой  дедушка прошел всю войну с первых дней и был награжден 13 медалями и орденами. Был политруком в звании лейтенанта. Под Нарофоминском получил осколочное ранение, был контужен. После лечения в госпитале вернулся на фронт. Дедушка рассказывал, как осколок  попал в орден и тем спас ему жизнь. В архиве  Министерства обороны я нашла выписки к его наградам»; «Мой прадедушка родился  в городе Аткарске. В 3 года остался без отца. Мать, Матрена Алексеевна,  воспитывала троих сыновей  — Петра, Николая, Алексея.  С детства приучала их к труду, честности, справедливости. После окончания школы прадед получил специальность токаря и начал работать. … Мать, отправляя трех сыновей на  фронт, поцеловала и перекрестила их освященной  вербовой веточкой с дерева, посаженного моим  прадедушкой.  На фронте мой прадед был пехотинцем»; «Войны не будет, если люди будут жить в мире. Пусть мы разные нации, народы, но мы все люди»; «Память о Великой Отечественной войне должна быть вечной, потому что наши близкие сражались и погибали за то, чтобы  мы  сейчас жили».

     Патриотизм нельзя привить в принудительном порядке.  Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Ведь невозможно по плану сформировать любовь к матери, к отцу… Неоценимую помощь  педагогам школы в  воспитании патриотических чувств оказывают  семьи, в которых хранятся реликвии старших поколений  и дети восхищаются их героическими поступками, ребенка. История семьи, участие  близких  в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это помогает  детям и подросткам осмыслить историю Родины, учит  искренне переживать за судьбу народа, вызывает у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность.

     Педагоги нашей школы в своей  работе руководствуются  тем, что истоки, патриотизма детей – в нас, взрослых, в  нашем искреннем стремлении сохранить отечественную историю, духовную и материальную культуру своего народа.  И в этом плане наибольшим воспитательным потенциалом обладают  коллективные творческие дела. Такие, как общешкольный  проект «И вечной будет память поколений».   Учителя и ученики  — единомышленники в том, что делает человека Человеком —  в  сохранении Памяти. Песни «Хотят ли русские войны», «До свидания, мальчики», «У деревни Крюково», «Землянка», «Бухенвальдский набат», «День Победы – навека!», танцевально-драматические композиции «Синий платочек», «Бабье царство», «Освенцим», «Васильевский остров», «Мы вращаем землю»  — это  не отдельные творческие номера. Это спектакль, рассказывающий  средствами литературы, музыки, хореографии о событиях военных лет. Спектакль, воздействующий  на  внутренний мир ребенка, развивающий его эмоционально-нравственную отзывчивость. Спектакль, который становится  болью и тревогой каждого, потому что в нем разыгрывается главное действо —  Наша Память.

     Слово педагога, безусловно, является главным  инструментом  воздействия на ребенка. При этом  необходимо  помнить: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Поэтому мы проводим  ребенка через систему кон­кретных действий, говоря словами В.А. Сухомлинского, через  «вложение  душевных сил». Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в патриотическом воспитании. Пополнение фондов школьного музея  материалами исследовательской деятельности учащихся; проведение экскурсий по музейным экспозициям, встречи  с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла,  организация  помощи старшему поколению, участие в акции «Вахта памяти»,  линейки, посвященные памятным датам истории Отечества, уроки  мужества, читательские  конференции, конкурсы художественного чтения, патриотической песни и рисунков «Ради жизни на Земле», коллективный долгосрочный проект «История школы – в истории моей страны, выпуск школьной газеты «Наше время», работа кружков «Хранители  военной истории», «Хранители истории школы», «Виртуальные экскурсии по Музею Боевой Славы»  — вот далеко не полный перечень социально-значимой деятельности,  которая  объединяет и детей, и взрослых, придавая воспитательному процессу  совершенно новые качества. В ближайших планах   – создание Internet-версии школьного музея Боевой Славы, 3-D экскурсии по школьному музейному ансамблю.

     Таким образом,  патриотическое воспитание в МОУ – СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича  охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности.

     Поколение фронтовиков Великой Отечественной войны уходит… Холодно на душе не от того, что они уходят – природу не изменить. Обидно, что о многих из них люди не будут знать всего того, что знать им стоило… Уходят люди – свидетели тех дней, о которых нам, их внукам, забывать нельзя. Уходят люди, а память о тех, кто ценой неимоверного напряжения сил завоевал Великую Победу над фашизмом,  должна остаться. В этом и заключается миссия воспитательной работы школы. Через прикосновение к истории малой Родины  наши ученики  начинают   лучше понимать историю страны, проявляют патриотизм в своих поступках и деятельности. Так, зарождаясь в любви к  малой Родине, патриотические чувства детей и подростков  поднимаются до осознанной любви к Отечеству.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/host1540807/sch3-atkarsk.ru/htdocs/mbs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405